Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Системы управления на машиностроительном предприятии - Надежность в технике

Article Index
Системы управления на машиностроительном предприятии
Виды изделий
Основные надписи
Эксплуатационные документы
Оформление ЭД
Единая система технической документации
Стадии разработки технологической документации
Унифицированная система документации
Система информационно-библиографической документации
Система управления документами
Система показателей качества продукции
Коэффициенты применяемости и повторяемости
Единая система технологической подготовки производства
Технологичность конструкции изделия
Методы сравнения технологических процессов
Надежность в технике
Составляющие надежности
Системы управления в машиностроении
Типовые подходы к построению структур управления
Выбор структуры управления
Виды структур управления
Бригадная структура управления
Принципы построения структур управления
Гибкие производственные системы
Классификация производственных систем
Производительность ГПС
Эффективность работы ГПС
Автоматизированные станочные системы ГПС
Управление на машиностроительном предприятии
Машиностроение: системы автоматизированного проектирования
Машиностроение: техническая подготовка производства
All Pages

НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ

 


Основные понятия надёжности

Надежность – свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени и в заданных пределах значения установленных эксплуатационных показателей.

Объект – техническое изделие определенного целевого назначения, рассматриваемое в периоды проектирования, производства, испытаний и эксплуатации.

Объектами могут быть различные системы и их элементы.

Элемент – простейшая составная часть изделия, в задачах надежности может состоять из многих деталей.

Система – совокупность совместно действующих элементов, предназначенная для самостоятельного выполнения заданных функций.

Понятия элемента и системы трансформируются в зависимости от поставленной задачи. Например, станок, при установлении его собственной надежности рассматривается как система, состоящая из отдельных элементов – механизмов, деталей и т.п., а при изучении надежности технологической линии – как элемент.

Надежность объекта характеризуется следующими основными состояниями и событиями.

Исправность – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно–технической документацией (НТД).

Работоспособность – состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных параметров, установленных НТД.

Основные параметры характеризуют функционирование объекта при выполнении поставленных задач.

Понятие исправность шире, чем понятие работоспособность. Работоспособный объект обязан удовлетворять лишь тем требования НТД, выполнение которых обеспечивает нормальное применение объекта по назначению. Таким образом, если объект неработоспособен, то это свидетельствует о его неисправности. С другой стороны, если объект неисправен, то это не означает, что он неработоспособен.

Предельное состояние – состояние объекта, при котором его применение по назначению недопустимо или нецелесообразно.

Применение (использование) объекта по назначению прекращается в следующих случаях:

–при неустранимом нарушении безопасности;

–при неустранимом отклонении величин заданных параметров;

–при недопустимом увеличении эксплуатационных расходов.

Для некоторых объектов предельное состояние является последним в его функционировании, т.е. объект снимается с эксплуатации, для других – определенной фазой в эксплуатационном графике, требующей проведения ремонтно–восстановительных работ.

В связи с этим, объекты могут быть:

–невосстанавливаемые, для которых работоспособность в случае

возникновения отказа, не подлежит восстановлению;

–восстанавливаемые, работоспособность которых может быть

восстановлена, в том числе и путем замены.

К числу восстанавливаемых объектов можно отнести, например: подшипники качения, полупроводниковые изделия, зубчатые колеса и т.п. Объекты, состоящие из многих элементов, например, станок, автомобиль, электронная аппаратура, являются восстанавливаемыми, поскольку их отказы связаны с повреждениями одного или немногих элементов, которые могут быть заменены.

В ряде случаев один и тот же объект в зависимости от особенностей, этапов эксплуатации или назначения может считаться восстанавливаемым или невосстанавливаемым.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

Критерий отказа – отличительный признак или совокупность признаков, согласно которым устанавливается факт возникновения отказа.

5.2 Классификация и характеристики отказов

По типу отказы подразделяются на:

–отказы функционирования (выполнение основных функций объектом прекращается, например, поломка зубьев шестерни);

–отказы параметрические (некоторые параметры объекта изменяются в недопустимых пределах, например, потеря точности станка).

По своей природе отказы могут быть:

–случайные, обусловленные непредусмотренными перегрузками, дефектами материала, ошибками персонала или сбоями системы управления и т. п.;

–систематические, обусловленные закономерными и неизбежными явлениями, вызывающими постепенное накопление повреждений: усталость, износ, старение, коррозия и т. п.

Основные признаки классификации отказов:

–характер возникновения;

–причина возникновения;

–характер устранения;

–последствия отказов;

–дальнейшее использование объекта;

–легкость обнаружения;

–время возникновения.

Рассмотрим подробнее каждый из классификационных признаков:

Внезапные отказы обычно проявляются в виде механических повреждений элементов (трещины – хрупкое разрушение, пробои изоляции, обрывы и т. п.) и не сопровождаются предварительными видимыми признаками их приближения. Внезапный отказ характеризуется независимостью момента наступления от времени предыдущей работы.

Постепенные отказы – связаны с износом деталей и старением материалов.